Неточные совпадения
Но и старая вера в Промысл требует переоценок, она связывалась с оптимизмом и бестрагичным взглядом на этот феноменальный мир, подчиненный необходимым
каузальным связям.
«Природа», не преображенная природа есть необходимость, она подчинена
каузальным связям (определение Канта).
Свобода вкоренена не в бытии, а в ничто, свобода безосновна, ничем не определяема, находится вне
каузальных отношений, которым подчинено бытие и без которых нельзя мыслить бытия.
Но рациональный мир с его законами, с его детерминизмом и
каузальными связями есть мир вторичный, а не первичный, он есть продукт рационализации, он раскрывается вторичному, рационализированному сознанию.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле
каузальные отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство поэтического образа.
Елена. Еще я знаю, что существует
каузальная связь, априори и апостериори, но кто они такие, — забыла! И если я от всех этих премудростей не стану лысой, так буду умной! А самое интересное и премудрое во всей философии вот что: зачем вы, Терентий Хрисанфович, говорите мне о философии?
Отношение между человеком и Богом не есть ни отношение
каузальное, ни отношение частного и общего, ни отношение средства и цели, ни отношение раба и господина, оно не походит ни на что, взятое из объективного мира, природного и социального, это отношение ничему не аналогично в этом мире.
Отношение между личностью и Богом не есть
каузальное отношение, оно находится вне царства детерминации, оно внутри царства свободы.
Возрастание же духовности означает выход за пределы раздвоенного сознания к сверхсознанию, выход из власти необходимости, из мира, в котором господствуют
каузальные связи, к свободе и к связи, основанной на любви.
Но оно отрицает несправедливость и зло в человеческой жизни, вводит все в
каузальную связь, понятую не только как натуральную, но и как моральную.
Это определяется тем, что дух имеет качество свободы, магия же свободы не знает, магия остается во власти
каузальной связи и детерминации.
Нельзя спрашивать, в чем причина зла, потому что зло порождает мир необходимости, скованности, в котором все подчинено
каузальным отношениям.
Для понимания духовной жизни очень важно понять, что действие Бога, действие Святого Духа, действие благодати на человека не есть
каузальное, причинное, как не есть и действие властвования.
Бог был понят как власть, как сила насилующая, совсем подобно государственному порядку, или как сила детерминирующая извне, совсем подобно
каузальным связям природного порядка.
Ungrund есть индетерминированное, безосновное и бездонное, т. е. находится вне
каузального мышления.
Царство духа есть внутреннее царство субъективности, царство свободы и любви, не знающее внеположности и отчужденности, т. е.
каузальных отношений и отношений властвования.